музыкальный руководитель

1.2 средства логопедической ритмики

«Вначале было дело, действие, движение. А потом из этого постепенно зародилась и выросла в истории человечества речь». (Семенович А.В.)29

Особая роль в комплексе коррекционных мероприятий на музыкальных занятиях с детьми с нарушениями речи отводится развитию двигательных функций, так как по данным ряда авторов (Г.А.Волкова, Е.А.Медведева, Г.Р.Шашкина) ранняя стимуляция моторного развития и коррекция двигательных нарушений могут способствовать предупреждению общего недоразвития речи у детей с ранним органическим поражением центральной нервной системы. Большое значение имеют игры с пением и музыкальным сопровождением. Поэтому важным разделом логопедической работы является логопедическая ритмика, которая представляет собой систему музыкально-двигательных, речедвигательных, музыкально-речевых заданий и упражнений, осуществляемых в целях логопедической коррекции; способствует перевоспитанию личности ребенка с речевым нарушением, его социальной адаптации.

Анализ публикаций показал, что исторически под логопедической ритмикой понималась система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук ног) сочетаются с музыкой и произнесением определенного речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков).

В настоящее время логопедическая ритмика рассматривается в специальной литературе как эффективное средство воздействия на многообразные нарушения психомоторных, сенсорных функций лиц с речевой патологией посредством системы движений в сочетании с музыкой и словом.5

Г.А.Волкова, развивая идеи В.А.Гринер и Н.С.Самойленко, рекомендует использовать в логопедической работе по коррекции неречевых и речевых функций следующие средства логопедической ритмики:9

- вводные упражнения (ходьба и маршировка в различных направлениях)
- упражнения на развития дыхания, голоса и артикуляции
- упражнения, регулирующие мышечный тонус
- упражнения, активизирующие внимание
- счетные упражнения
- речевые упражнения без музыкального сопровождения
- упражнения, формирующие чувство музыкального размера или метра
- упражнения, формирующие чувство музыкального темпа
- ритмические упражнения
- пение
- игра на музыкальных инструментах
- музыкальная самостоятельная деятельность
- игровая деятельность
- упражнения для развития творческой инициативы
- заключительные упражнения

Автор акцентирует внимание на необходимости подхода к средствам логопедической ритмики как к системе постепенно усложняющихся упражнений, заданий и разнообразных форм работы с ребенком дошкольного возраста, с учетом структуры его дефекта.

Методика воспитания детей с нарушениями речи средствами логопедической ритмики вобрала в себя положения метода ритмического воспитания Жак-Далькроза, который отмечал важность ритмизирования себя на уровне подсознания, и в этом ведущую роль отдавал музыке. Музыкальное сопровождение помогает пространственно-временной организации движений, они приобретают плавность, большую точность, выразительность.

Художественно-образное восприятие носит эмоционально-насыщенный характер и тесно связано с речевым развитием дошкольника. Музыкальные элементы речи функционально подвижны и заложены главным образом в эмоциональных началах речи. Это более важная функция, чем произношение, поэтому музыкальное строение слова для ребенка, начинающего говорить, имеет большее значение, чем фонетическое строение. Когда ребенок еще не может правильно расчленять слово, он схватывает его музыкальный состав и подражает хотя и искаженно, но музыкально правильно. Слово в сочетании с музыкой организует и регулирует двигательную сферу ребенка, активизирует познавательную деятельность. В свою очередь, движения помогают глубже прочувствовать музыкально-эмоциональные характеристики слова, осмыслить его. Контрастность и повторяемость в музыке вызывают аналогичные свойства у движения, а обогащенное музыкой движение становится своеобразным средством выражения художественных образов.

Таким образом, в ходе формирования музыкально-ритмических движений происходит эмоционально-эстетическое развитие детей и овладение качественно новыми формами коммуникации, в том числе речевыми.

Как отмечает Г.А.Волкова, занятия логопедической ритмикой обязательно необходимо увязывать с работой логопеда и располагают логоритмическим материалом в течение учебного года сообразно выполнению логопедической программы.

К тому же музыкальные занятия с использованием логоритмических упражнений следует проводить с учетом следующих условий:

1. Взаимосвязь различных видов музыкальной деятельности, речи и движений. В раннем детстве пение, слушание музыки, музыкально-ритмические движения еще не выделяются в разделы музыкального воспитания со специальными задачами и программным содержанием. Происходит лишь возникновение этих видов деятельности, начинают формироваться предпосылки музыкальных способностей, певческие и моторные проявления. Поэтому слушание музыки сопровождается подпеванием, подпевание - движениями.

2. Неразвернутость процесса обучения. Содержание музыкального занятия должно быть направлено на развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, первоначального интереса к ней, на активизацию отдельных действий в связи с музыкой. Значительное место занимает развитие восприятия звучаний различной высоты, тембра, динамики. Уровень музыкально - ритмических навыков у детей характеризуется такими терминами, как «первоначальные певческие проявления», «элементарная ритмичность движений».

3. Повторяемость заданий. Например, воспитание смены движений, которые сопровождаются музыкальным произведением двух - трехчастной формы, осуществляется в течение всего логопедического курса (при этом используется разный музыкальный репертуар).

4. Небольшой объем движений, речевого и музыкального материала.

5. Музыкальное воспитание должно осуществляться в соответствие с содержанием этапов логопедической работы.

Для развития творческого потенциала, эффективной коррекции многообразных речевых нарушений у детей на музыкальных занятиях рекомендуется использовать музицирование (вокальное и инструментальное), речедвигательные игры и упражнения (дыхательно-артикуляционный тренинг, игровой массаж и пальчиковую гимнастику, речевые игры и ролевые стихи), танцевально-ритмические игры и упражнения (игрогимнастику, игроритмику):

1. Музицирование. Это выражение своего активного отношения к музыкальному искусству в реальном звучании. Вокальное музицирование предполагает приведение голосового аппарата в рабочее состояние, настройку слуха и внимания, знакомство с возможностями человеческого голоса. В этот раздел вошли игры по развитию голосового аппарата, звукоподражательные игры с пением, фонопедические упражнения, песенный фольклор, пение с движением и тональным аккомпанементом. Инструментальное музицирование является основой формирования ритмических навыков игры на различных музыкальных инструментах и их заместителях. Это развивает умение использовать характерное звучание инструментов при создании музыкальных картин. В раздел включены игры с инструментами, звучащими предметами, ритмодекламации с инструментами, озвучивание текста по графическим знакам, партитуре, ритмическое и мелодическое сопровождение литературных текстов.

2. Речедвигательные игры и упражнения. Предполагают развитие координационно-регулирующих функций речи и движения. Они развивают дыхательную систему, все виды моторики, устанавливают ассоциации между выразительными движениями и персонажами сказок, стихов, драматизации. Характерным моментом в играх подобного рода является переход от общих, порой недостаточно управляемых движений к тонким, дифференцированным движениям, что, несомненно, свидетельствует о появлении выразительности и способностей к пластической интерпретации произведений.

3. Танцевально-ритмические упражнения. Являются основой для развития чувства ритма и двигательных способностей, позволяющих свободно и красиво выполнять согласованные с музыкой движения, задания и игры (в том числе подвижные). Осознание возможностей своего тела при выполнении тех или иных поз, движений, жестов означает вместе с тем и осознание своих чувств. Способность активно переживать музыку и тонко чувствовать эмоциональную выразительность временного хода (ритма) музыкального произведения — понятие динамическое, следовательно, эта способность развиваема при «стороннем» воздействии.

Таким образом, можно определить следующие особенности логопедической ритмики как основы коррекции речи дошкольников на музыкальных занятиях:

1) создание благоприятных условий для тренировки процесса торможения или возбуждения у лиц с речевой патологией, у которых нарушены равновесие деятельности нервной системы и ритм процессов центральной нервной системы;

2) создание благотворного влияния на детей за счет точной дозировки раздражителей: темпа, ритма, динамики музыки и слова. Музыка и словесные инструкции вызывают дифференцированные по времени, силе и форме двигательные реакции. Музыка и слово помогают или активно реализовать движение, или затормозить моторную реакцию;

3) позволяет во всем многообразии мимико-двигательных проявлений, установить соответствие ритма индивида оптимальному биологическому ритму людей его пола и возраста;

4) упорядочивает и совершенствует протекающие двигательные, ритмические процессы у ребенка, развивает способность к сосредоточению.

Итак, важным разделом логопедической работы на музыкальных занятиях является логопедическая ритмика, которая представляет собой систему музыкально-двигательных, речедвигательных, музыкально-речевых заданий и упражнений, осуществляемых в целях логопедической коррекции; способствует перевоспитанию личности ребенка с речевым нарушением, его социальной адаптации. В ходе формирования музыкально-ритмических движений происходит эмоционально-эстетическое развитие детей и овладение качественно новыми формами коммуникации, в том числе речевыми.

архив новостей